1. Мама/папа/брат/дедушка/бабушка заговорили поздно. Значит, малыш тоже заговорит, но позже.Мамы, папы и другие родственники действительно могли заговорить поздно, но степени сложности их случаев и случая ребенка могут быть разными. Компенсаторный механизм мамы или папы мог вытянуть, родители смогли пережить проблемы, связанные с речью, и заговорить, но где гарантия, что у ребёнка будет так же?
Особенности развития у близких – отягощающий фактор, а не причина оправдывать отсутствие речи у ребёнка.
Эта ошибка лишает ребёнка главного – времени, с помощью которого можно помочь ему заговорить на уровне с нормотипичными детьми.
⇨ Если ребенок начнет говорить осознанно до 3 лет, есть шанс на полноценную речь.
⇨ Если с 3 до 7 лет, то он будет говорить как иностранец.
⇨ Если ребенок начнет говорить с 7 лет, он максимум освоит простые фразы.
2. Он мальчик, поэтому пока не разговаривает. Действительно, есть периоды, когда девочки немного опережают мальчик в развитии. Один из таких периодов – с 1,5 до 3 лет. В этот период девочки могут развиваться на месяц-два быстрее, но после 3-х лет речевое развитие что у мальчиков, что у девочек проходит на более или менее одинаковом уровне.
3. Ребёнок просто хочет, ленится. Речь – это этап развития ребенка. Это как расти или набирать вес. Но почему же никто не говорит: «Он не хочет расти или не хочет набирать вес, потому что ленится!»?
Увидев у ребёнка признаки физических болезней или отклонений, родители сразу бегут к врачам. Так же должно быть и с речью.
Развитие речи – это естественный биологический процесс. Если ребёнок не говорит так, как сверстники, это значит, что ему что-то мешает. Задача родителей и специалистов – выяснить, что именно.
4. Время для речи еще не пришло. Посмотрите возрастные нормы и вы увидите, когда пришло время ребенку сидеть, ходить, говорить. Любые индивидуальные отклонения требуют консультации у врачей.
Родители детей, имеющих проблемы с речью, сталкиваются с неприятностями:
– проблемы с поведением, истерики и крики;
– сложности саморегуляции;
– умственная отсталость, проблемы с освоением когнитивных навыков;
– вероятность окончания школы со справкой;
– несамостоятельность и вероятность, что ребенок всю жизнь будет жить с родителями.
Ждать – самое бесполезное занятие для родителя, чей ребёнок не говорит. Как думаете, как сложилась бы жизнь моих подопечных, если бы родители приняли решение сидеть, сложа руки, а не действовать?