оксана исакова

Диспраксия и дизартрия

Как их различить
2 слова, от которых страшно!

«Диспраксия» и «дизартрия»
– эти два диагноза очень часто вызывают у родителей недоумение. Как их различить? Стоит ли бояться? Подробно расскажу.

Начнём с дизартрии.


Дизартрия – комплекс нескольких нарушений:

• произносительной стороны речи при сохранности когнитивной части;
• тонуса: гипотонии, гипертонии или дистонии (то повышенный, и пониженный тонус);
• подвижности артикуляционных мышц (пареза или полного паралича);
• кинестетических ощущений мышц;
• дыхания (короткий и слабый выдох);
• дифференциации носа-рта;
• голоса (или излишне громкий, или слишком тихий. Может быть нозализованный);
• просоидики (высота голоса, скандированность, не может произвольно менять высоту голоса).

При дизартрии могут наблюдаться симптомы, как:

– Тремор, то есть непроизвольные движения частей тела.

– Гиперкинез, в то числе и стертый.

– Нарушение координации.

– Синескизия (содружественные движения). Бывает так, что глаза или голова идут за движением языка.

– Может сохраняться младенческие рефлексы, например, хоботковый.

– Речь смазанная, нечеткая, ребенок пропускает или путает звуки (например, меняет Ш на С)

Логопедический массаж нужен тогда, когда наблюдаются нарушения, связанные с тонусом.

При дизартрии нарушается работа 5 черепно-мозговых нервов, которые отвечают за речь. Разберём каждый из них.

Тройничный нерв, V пара (смешанный) отвечает за глазничную, скуловую и нижнечелюстную лицевую поверхность.

При нарушении в работе этого нерва нарушается чувствительность кожи лица и жевательную мускулатуру, что качественно мешает звукопроизносительной части, так же при жевании твердых кусочков еды.

Лицевой нерв, VII пара (двигательный), отвечает за мимическую часть лица, мышцы ушной раковины.

Как Вы поняли, при нарушении в работе этих мышц нарушается двигательная мимическая часть лица, изменения в слюноотделении и нарушается вкус, что достаточно часто наблюдается у наших детей.

Языкоглоточный нерв (IX пара ) отвечает за работу чувствительности языка, работу глотки и нарушение слюноотделения.

Блуждающий нерв (X пара ) – самый интересный нерв. Он не участвует в работе, движении и чувствительности глотки, гортани, мягкого неба, голосовых связок, надгортанника, но участвует в движении тражеи, легких, бронхов, сердце и ЖКТ.

Из-за нарушения работы этого нерва могут случаться нарушения глотания, изменения тембра голоса, до анартрии.

Подъязычный нерв (XII пара ). Это нерв дает языку гибкость и подвижность.

Конечно, самостоятельно диагноз не рассосется. И волшебной таблетки от него нет.

Это мышцы, а мышцы мы учим двигаться.

На консультациях я часто сталкиваюсь с этим диагнозом. Родители доверяют мне самое дорогое, а я делаю все, чтобы помочь! Помогу и вам!


Итак, продолжаем.

В первой части статьи мы разобрали такой диагноз, как дизартрия. Теперь очередь диспраксии.

Диспраксия –это нарушение целенаправленных и осознанных движений без нарушении мышечного тонуса или параличей.

В основе этого слова лежит «праксис» – идея, планирование и реализация действий. Этот процесс может быть нарушен на одном из этапов.

В народе этот диагноз называют синдромом неуклюжего ребёнка. С таким диагнозом ребёнку довольно сложно бывает наводиться в среде со здоровыми детьми, ведь обычные действия забирают у них больше энергии, чем у сверстников.

Есть случаи лёгкие, есть сложные. В каждом из них диспраксия проявляется по-разному.

– В более лёгких случаях ребенок говорит, но заменяет звуки в словах. Например, «МАШИНА – ТИКА».

Такому ребенку сложно переключить движения даже крупной моторики, сложно поймать мячик с трудом рисует и делает все медленнее остальных.

– В более сложных случаях ребенок не может повторить элементарные движения за взрослым: похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потопать и так далее.

Бывает, когда более тяжелый случай закрывает собой более легкий случай диспраксии.

У ребенка может быть и диспрксия и дизартрия одновременно, но в сложном случае дизартрию выявляется после корректировки диспраксии.

Дизартрические симптомы будут более явные, но нарушения у ребёнка сами по себе разные.

Родители, запомните! Только при правильной диагностике можно правильно спланировать план коррекции, ведь, в зависимости от нарушений и силы патологии, он сильно отличается.

Тема сложная, но разбираться в ней нужно обязательно!