2 слова, от которых страшно!
⠀
«Диспраксия» и «дизартрия»
– эти два диагноза очень часто вызывают у родителей недоумение. Как их различить? Стоит ли бояться? Подробно расскажу.
⠀
Начнём с дизартрии.
⠀
Дизартрия – комплекс нескольких нарушений:
⠀
• произносительной стороны речи при сохранности когнитивной части;
• тонуса: гипотонии, гипертонии или дистонии (то повышенный, и пониженный тонус);
• подвижности артикуляционных мышц (пареза или полного паралича);
• кинестетических ощущений мышц;
• дыхания (короткий и слабый выдох);
• дифференциации носа-рта;
• голоса (или излишне громкий, или слишком тихий. Может быть нозализованный);
• просоидики (высота голоса, скандированность, не может произвольно менять высоту голоса).
⠀
При дизартрии могут наблюдаться симптомы, как:
⠀
– Тремор, то есть непроизвольные движения частей тела.
⠀
– Гиперкинез, в то числе и стертый.
⠀
– Нарушение координации.
⠀
– Синескизия (содружественные движения). Бывает так, что глаза или голова идут за движением языка.
⠀
– Может сохраняться младенческие рефлексы, например, хоботковый.
⠀
– Речь смазанная, нечеткая, ребенок пропускает или путает звуки (например, меняет Ш на С)
⠀
Логопедический массаж нужен тогда, когда наблюдаются нарушения, связанные с тонусом.
⠀
При дизартрии нарушается работа 5 черепно-мозговых нервов, которые отвечают за речь. Разберём каждый из них.
⠀
Тройничный нерв, V пара (смешанный) отвечает за глазничную, скуловую и нижнечелюстную лицевую поверхность.
⠀
При нарушении в работе этого нерва нарушается чувствительность кожи лица и жевательную мускулатуру, что качественно мешает звукопроизносительной части, так же при жевании твердых кусочков еды.
⠀
Лицевой нерв, VII пара (двигательный), отвечает за мимическую часть лица, мышцы ушной раковины.
⠀
Как Вы поняли, при нарушении в работе этих мышц нарушается двигательная мимическая часть лица, изменения в слюноотделении и нарушается вкус, что достаточно часто наблюдается у наших детей.
⠀
Языкоглоточный нерв (IX пара ) отвечает за работу чувствительности языка, работу глотки и нарушение слюноотделения.
Блуждающий нерв (X пара ) – самый интересный нерв. Он не участвует в работе, движении и чувствительности глотки, гортани, мягкого неба, голосовых связок, надгортанника, но участвует в движении тражеи, легких, бронхов, сердце и ЖКТ.
⠀
Из-за нарушения работы этого нерва могут случаться нарушения глотания, изменения тембра голоса, до анартрии.
⠀
Подъязычный нерв (XII пара ). Это нерв дает языку гибкость и подвижность.
⠀
Конечно, самостоятельно диагноз не рассосется. И волшебной таблетки от него нет.
Это мышцы, а мышцы мы учим двигаться.
⠀
На консультациях я часто сталкиваюсь с этим диагнозом. Родители доверяют мне самое дорогое, а я делаю все, чтобы помочь! Помогу и вам!
Итак, продолжаем.
В первой части статьи мы разобрали такой диагноз, как дизартрия. Теперь очередь диспраксии.
⠀
Диспраксия –это нарушение целенаправленных и осознанных движений без нарушении мышечного тонуса или параличей.
⠀
В основе этого слова лежит «праксис» – идея, планирование и реализация действий. Этот процесс может быть нарушен на одном из этапов.
⠀
В народе этот диагноз называют синдромом неуклюжего ребёнка. С таким диагнозом ребёнку довольно сложно бывает наводиться в среде со здоровыми детьми, ведь обычные действия забирают у них больше энергии, чем у сверстников.
⠀
Есть случаи лёгкие, есть сложные. В каждом из них диспраксия проявляется по-разному.
⠀
– В более лёгких случаях ребенок говорит, но заменяет звуки в словах. Например, «МАШИНА – ТИКА».
⠀
Такому ребенку сложно переключить движения даже крупной моторики, сложно поймать мячик с трудом рисует и делает все медленнее остальных.
⠀
– В более сложных случаях ребенок не может повторить элементарные движения за взрослым: похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потопать и так далее.
⠀
Бывает, когда более тяжелый случай закрывает собой более легкий случай диспраксии.
⠀
У ребенка может быть и диспрксия и дизартрия одновременно, но в сложном случае дизартрию выявляется после корректировки диспраксии.
⠀
Дизартрические симптомы будут более явные, но нарушения у ребёнка сами по себе разные.
⠀
Родители, запомните! Только при правильной диагностике можно правильно спланировать план коррекции, ведь, в зависимости от нарушений и силы патологии, он сильно отличается.
⠀
Тема сложная, но разбираться в ней нужно обязательно!