Как маме запустить речь у ребёнка за 2 месяца, даже если до этого не получалось годами?

Оксана Исакова • 15 сентября 2023 г.
Привет! Я Оксана Исакова, специалист по поведению детей и игровой логопедии, логопед, психолог, ABA-терапист, руководитель логопедического центра «Территория речи» в Крыму, основательница «Особенной онлайн-школы».

А ещё я – мама троих детей, двое из которых с особенностями развития. И я хочу рассказать вам историю моего сына Вовы, чтобы показать, что даже самые страшные слова – не повод опускать руки.

«Сын разговаривать не будет. Успокойтесь, мамочка, и примите этот факт. У него не работает большая часть головного мозга, то есть коры» – сказал мне невролог, когда Вова был маленьким, в 1,5 года.

В стрессе у человека есть 3 состояния: замри, бей, беги. В тот момент я окаменела, земля ушла из-под моих ног.

Тогда нам очень помогла моя мама-логопед. Она подключилась к нам и стала активно предлагать задания на активацию речи. Уже летом сын сказал свою первую фразу: «Дай пить». Не мудрено, ведь это лето, и жажда мучает всех, даже детей.

Когда ему было год я с ним на руках и со старшей дочерью (на тот момент ей было около 5 лет) ездила Донецк на учебу. Пока мама училась активации речи, сын спал в соседнем кабинете.

В работе с ним я использовала поведенческие подходы, принцип «сначала-потом», жестовые подсказки, активацию коммуникации и решала другие доречевые и речевые задачи.

Было и медикаментозное сопровождение, которое помогало, пока пьешь таблетки.

Были моменты, когда падала в жуткое выгорание, и мне хотелось забиться под плинтус из-за осуждающих взглядов на детских площадках.

Когда я видела проблемы в работе с телом – я обращала внимание на эту сферу, в том числе телесно ориентированные (снимать напряжение через тело).

Когда слышала запинки в речи, активно подключала логопедические техники (метод Стрельниковой, дыхательные упражнения).

У сына было 2 состояния: улыбчивый и истеричный Вова.

Чтобы исправить это, я использовала все, что попадалось мне на глаза. Я брала Вову на все обучения, чтобы сразу отрабатывать знания на нем. Что-то уменьшало истерики, что-то на время уменьшало запинки, что-то увеличивало концентрацию внимания, что-то развивало его активный словарный запас и расширяло фразовую речь.

Параллельно я работала с другими детьми. Полученный опыт я обобщала и оставляла только то, что работает.

Переломный момент был тогда, когда мы шли с ним в Центр, и я заметила, что за 20 минут дороги он ни разу не запнулся, говорил спокойно и красиво.

Я проанализировала, чем к тому моменту мы занимались: музыкальная терапия и эйдетика (направление нейропсихологии). Ведь каждому ребёнку подходит разный комплекс методик и занятий.

И тогда я поняла - самым правильным решением в ситуации, если ребёнок не говорит, является тестирование его навыков, которые решает комплексная диагностика.

Именно она позволила бы мне подобрать целевые занятия и избежать траты времени, сил и финансовых ресурсов.

Сейчас при работе в своем логопедическом центре Территория речи и в онлайн- школе я использую именно этот подход. Ко мне на программу по активации речи приходят дети со всего мира. Кто-то нашел меня сразу, а кто-то обратился за моей помощью после долгих лет работы с другими специалистами.
Вот реальные истории.⠀

1. У ребенка четырех лет аутизм, он не говорит, не понимает речь, живет на своей волне и делает только то, что хочет. Очень часто находится в аутостимуляциях.

Его долгое время водили к логопеду, которая учила повторять слова за ней, опираясь на слух, лепить колобки и шнуровки, визуальному сопоставлению по цветам. Денег и времени было потрачено немерено, но речи не было.

А загвоздка в том, что ребенку с аутизмом не нужен логопед, ему нужны другие специалисты:

– психолог;

– АВА терапист, который научит коммуникации с другими людьми;

– специалист по сенсорной интеграции;

– специалист по эмоциональному развитию, который научит видеть свои и чужие
эмоции;

– специалист по творчеству, который научит самостоятельной деятельности.

Все специалисты дополняют друг друга и идут по единой комплексной системе.

2. Другой малыш в 3,5 года два года повторял за логопедом по одному слогу: «Ма-лыш-и-дет-по-до-ро-ге».

При этом на втором слоге ребёнку становилось скучно, он начинал крутиться и смотреть по всем сторонам, а логопеду приходилось постоянно возвращать его внимание огромным колличеством слов.

Логопед старался, но результата больше одного слога не было.

Продиагностировав ребёнка, мы бы выявили, что ему нужна была игровая логопедия и специалист по сенсорной интеграции. Уже через 2 месяца появились бы первые результаты! Ребёнок бы начал говорить, а родители бы сэкономили время и деньги.

Малыш, у которого есть 2-3 слова, сидит у логопеда и исправно повторяет за ним комментирование карточек: МАМА МЫЛА РАМУ.

И вот скоро третий год, как пятилетняя Маша комментирует, но когда она что-то хочет, истерит или убегает, речь не понимает.

Тут тоже классическая форма логопедии не работает. Тут нужна игровая логопедия, которая учит пониманию речи через ее активное использование. А нейрокоррекция с творчеством помогают справиться с эмоциями, концентрировать внимание и память.

В этих историях корень проблем один: отсутствие должной диагностики на начальном этапе. Именно диагностика навыков помогает понять, какие специалисты нужны ребёнку и что конкретно ему нужно для запуска речи.

Родители, запомните! Комплексная диагностика - первый шаг на пути развития речи и общения вашего ребенка.

Далее расскажу, к каким специалистам нужно обратиться в первую очередь.

1 этап. Пройти врачей

Любая проблема, отсутствие речи в том числе, требует решения. Первый путь к решению – глубокий поиск причин состояния, в котором находится ребёнок.

Нам нужен четкий план коррекционного пути. Он поможет понять, какие именно специалисты помогут ребенку.

Вот первоначальный перечень врачей:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • сурдолог;
  • ЛОР;
  • офтальмолог;
  • стоматолог.
Консультация этих специалистов поможет нам исключить внутренние проблемы, которые мешают ребенку говорить. Если вы не знаете к каким конкретно специалистам нужно, то 2 этап в виде комплексной диагностики даст вам ответы на эти вопросы.

❗️ Если врачи хором говорят, что с ребёнком все хорошо, и вам нужно просто подождать, не теряйте время!

2. Этап. Комплексная речевая диагностика

Важнейшим этапом на пути к развитию речи у ребёнка является комплексная речевая диагностика, которая позволяет оценить состояние речевых, коммуникативных, моторных и игровых навыков ребенка. В результате диагностики специалисты понимают, где «слабое звено» его умений, и определяют направление коррекционного маршрута. Запомните: комплексная диагностика - это не только логопед!

В результате такого комплексного подхода специалистов родители видят общую картину и то, над чем можно и нужно работать в ближайшее время, чтобы прийти к результату. Чтобы понимать, где навыки ребёнка проседают, необходимо получить заключение от следующих специалистов:

– Игровой логопед.
Поможет запустить и развивать речь.

– Классический логопед.
Добавит речи четкости.

– Специалист по сенсорной интеграции.
Разовьет то, с чем мы рождаемся, что является базой для всех навыков работы с телом.

– Нейропсихолог.
Наладит связь движений и мозга, разовьет мозг и высшие психические функции.

– Специалисты по творчеству.
Помогут развить образное мышление и все навыки. которые потом будут нужны для математики и русского языка.

– Специалист по эмоциям и игре.

Даст навык, без которого ни один человек не сможет полноценно общаться, понимать свои и чужие эмоции.

– АВА-терапист.
Работает с доречевыми навыками и поведением, помогает составить единую логичную системную картину из выводов разных специалистов.

Целостная картина получается только тогда, когда специалисты работают вместе.
Именно тогда мы можем действовать наверняка.

Комплексная диагностика позволяет оценить ребенка с разных сторон: через мозг, тело, эмоции.

Предлагаю прямо сейчас проверить ребёнка по направлениям и пройти тест, который поможет понять, что можно делать уже сейчас, чтобы активировать речь.

Переходите дальше, чтобы быстро протестировать ребенка

<<Нажимайте, чтобы пройти тест>>

<<Нажимайте, чтобы пройти тест>>