Оксана исакова

Комплексный подход к развитию речи у ребенка: почему он эффективен и как работает

Обо мне и как я пришла к созданию своей «особенной школы»
Спасибо за доверие! Познакомимся поближе?

Я – Оксана Исакова, специалист по поведению детей и игровой логопедии, логопед, психолог, ABA-терапист, руководитель логопедического центра «Территория речи» в Крыму, основательница «Особенной онлайн-школы».

А ещё я – мама троих детей, двое из которых с особенностями развития.

Когда сыну было полтора года, земля ушла из-под моих ног. Врач-невролог отрезал: «Разговаривать не будет!». Часть головного мозга ребенка не работала.

Я не сдалась и вела комплексную работу: мы применяли классическую дефектологию, семейную игровую практику на основе множеств курсов и тренингов, медикаментозное сопровождение, которое помогало, пока пьешь таблетки. Были и сенсорная интеграция, и эйдетика и нейрокоррекция, и логопедия, и логопедический массаж. Подключали спорт, творчество и многое-многое другое.

Сейчас мой сын учится в 8 классе обычной школы, рассказывает мне, как прошёл день, и играет с младшей сестренкой, периодически удивляя меня своим басистым голосом.

У меня накопился огромный опыт работы с собственным сыном. И уже 17 лет я помогаю детям с особенностями развития и их родителям. А с 2020 года мы открыли и развиваем онлайн-направление.
Более 200 моих подопечных больше не нуждаются в коррекции.

Более 2000 детей с особенностями развития начали полноценно общаться.

Более 5000 детей получили помощь мою и специалистов нашего центра.

Нормы развития речи у ребенка и признаки, когда нужно обращаться к специалистам
Вернуть бы время назад…

Я часто слышу, как родители сожалеют о потерянном на сомнения и самостоятельные попытки решить проблемы с речью у ребёнка времени.

Множество проблем можно скорректировать в раннем возрасте. Дальше – сложнее.

Когда нужно бить тревогу

➣ Если от рождения до года малыш:
– не пугается громких звуков,
– не реагирует на речь взрослых,
– не следит за ними глазами,
– не реагирует на жесты родителей,
– не улыбается и не оживляется, когда с ним разговаривает мама,
– не лепечет,
– не пытается повторять движения за взрослыми.

➣ Если в 1,5 года ребенок:
– не говорит простых слов,
– не может выполнить несложные просьбы родителей,
– не знает собственного имени и названий окружающих предметов,
– испытывает трудности с жеванием и сосанием.

В этом возрасте у ребенка должно быть полное бытовое понимание речи. Если ребенок старше, повспоминайте, проанализируйте.

➣ Если в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова и повторяет только отдельные, несвязанные.


➣ Если в 2,5 года:

– словарный запас ребёнка менее 20 слов,
– малыш не знает названий частей тела и окружающих предметов,
– не может указать на знакомый предмет по просьбе родителей или принести предмет, находящийся вне поля его зрения,
– не умеет составлять простые фразы из двух слов.

Все это – один из основных признаков задержки речи.

➣ Если трехлетний ребенок:
– говорит так неразборчиво, что даже родители с трудом могут его понять,
– не говорит простых предложений,
– не понимает простых рассказов и объяснений.

➣ Если в 5 лет и старше ребенок не говорит четко и не пересказывает.

Уделите этим пунктам особое внимание. Проанализируйте и сопоставьте. Заметить нарушения сейчас – значит, дать ребенку шанс на жизнь с речью.

Пока вы думаете, я расскажу о причинах того, почему ребенок не говорит.
5 главных причин молчания
На самом деле, причин того, почему ребенок не говорит, масса. Найти их помогут специалисты. Я расскажу вам о самых основных:

• Генетика.

Некоторые особенности развития и заболевания связаны с тем, как встретились яйцеклетка и сперматозиод или как произошла некая мутация клеток еще на эмбриональном уровне.

Мутации бывают редкими и незаметными, поэтому смотрю я всегда в оба глаза. По диспропорциям тела и развития я могу сделать вывод о нарушениях, отправить ребёнка к генетику. И частенько бываю права.

• Медицинские причины. Основные из них:

– органические изменения работы коры головного мозга;
– недоразвитость коры и других отделов головного мозга;
– различные новообразования;
– физические травмы;
– эпилепсия;
– психологические травмы;
– депрессия;
– аутизм;
– умственная отсталость различной степени тяжести.

• Химические причины.

Мы все состоим из химических элементов. Любая диспропорция или специфика в обработке минералов, витаминов и других веществ ведет за собой сбой всего организма.

• Сенсорные причины.

В нашем организме есть основные сенсорные системы, которые должны работать в определенном балансе. Крайности, а именно сверхвключение в работу или выключение вовсе, не нужны.

Если мы не можем чувствовать свое тело, планировать и осознанно реализовывать свои действия на уровне крупной моторики, то на уровне повторения артикуляционных поз или самостоятельной очередности движений все будет в миллион раз сложнее.

Ребенку с дисбалансом сенсорных систем архисложно говорить осознанно.

• Логопедические и поведенческие причины.

С логопедической и поведенческой позиции речь – это осознанное действие.

Логопед или психолог не решают вышеперечисленные задачи напрямую. Они замечают какую-то из этих проблем и отправляют к специалистам. Только комплексная работа со специалистами решит задачу.

Я рекомендую доречевые проблемы решать с психологом. Когда будут отработаны базовые доречевые задачи, можно идти к логопеду.

Что относится к базовым доречевым задачам:

коммуникация (ребенок не говорит, но просит, общается);

понимание речи (выполняет бытовые инструкции без жестовой подсказки, сам всегда правильно дает предметы, которые взрослый просит дать);

визуальное сопоставление (ребенок находит такой же предмет или подобный по общим признакам. Например, машина явно отличается от яблока по ряду признаков, но при этом похожа на другие машины, пусть и разных марок (Ауди, Феррари, Мерседес и др.).

игровая деятельность (хотя бы манипулятивная);

имитация (повторение движений за взрослым);

– самостоятельная деятельность и самообслуживание.

Без этих навыков не будет осознанной диалоговой речи.

Как я уже сказала, найти причины и построить план коррекции могут только специалисты. Далее расскажу, к каким специалистам нужно обратиться в первую очередь.
7 специалистов для движения к речи
Основа речи - это также психические функции, среди которых восприятие, внимание, мышление, память. Без них невозможно развитие речи. Но и эти психические функции не являются базой. Основой является состояние сенсорных систем, эмоциональное развитие и поведение.

Самым первым и важным этапом на пути к развитию речи у ребёнка является комплексная речевая диагностика, которая позволяет оценить состояние речевых, коммуникативных, моторных и игровых навыков ребенка. В результате диагностики специалисты понимают, где «слабое звено» его умений, и определяют направление коррекционного маршрута.Запомните: комплексная диагностика - это не только логопед!

В результате такого комплексного подхода специалистов родители видят общую картину и то, над чем можно и нужно работать в ближайшее время, чтобы прийти к результату.Какие специалисты участвуют в диагностике и дальнейшей коррекционной работе:

Игровой логопед. Поможет запустить и развивать речь.

Классический логопед. Добавит речи четкости.

Специалист по сенсорной интеграции. Разовьет то, с чем мы рождаемся, что является базой для всех навыков работы с телом.

Нейропсихолог. Наладит связь движений и мозга, разовьет мозг и высшие психические функции.

Специалисты по творчеству. Помогут развить образное мышление и все навыки. которые потом будут нужны для математики и русского языка;

Специалист по эмоциям и игре. Даст навык, без которого ни один человек не сможет полноценно общаться, понимать свои и чужие эмоции.

АВА-терапист. Работает с доречевыми навыками и поведением, помогает составить единую логичную системную картину из выводов разных специалистов.

Каждый из них вносит свой неоценимый вклад в понимание причин отсутствия речи и дальнейшую коррекцию. Целостная картина получается только тогда, когда специалисты работают вместе.

Довольно часто ко мне обращаются родители с проблемой: врачи назначают разные таблетки, которые не помогают детям, и занятия с логопедом тоже не дают ожидаемого результата. Потрачено много времени, сил и денег на посещение многочисленных специалистов в разных городах. Все это делается в разные промежутки времени, поэтому все результаты отличаются. При этом никто так и не приближается к целостной картине проблемы – она искажается.

Очень важно оценить ребенка с разных сторон: через мозг, тело, эмоции. И важно, чтобы это одномоментно сделала команда, «консилиум» специалистов. Наш подход как раз позволяет это сделать. И результат такой оценки дает родителям возможность увидеть общую картину и то, над чем можно и нужно работать в ближайшее время, чтобы прийти к результату.
Почему важно не ждать и развивать навык общения ребенка
➣ Если ребенок начнет говорить осознанно до 3 лет, есть шанс на полноценную речь.
➣ Если ребенок заговорит с 3 до 5-7 лет, то будет говорить как иностранец.
➣ Если ребенок начнет говорить с 7 лет, он максимум освоит простые фразы.

Вот пара примеров из моей практики:

Гоша

Когда мы познакомились с Гошей, ему было 3 года. Он не понимал речь, не говорил. Мама считала, что у Гоши аутизм.

На экспресс-диагностике выяснилось, что у Гоши сенсомоторная алалия, нарушение речевого восприятия, сенсорная дезинтеграция.

Благодаря занятиям, рекомендованным на диагностике, мальчик быстро освоил доречевые навыки.

Сейчас разговаривает, как обычный ребенок. Выговаривает все звуки.

Мавиле

На момент обращения, в 7,5 лет, Мавиле:

– не понимала речь;
– не могла повторить ни движений, ни звуков за взрослыми и детьми;
– была «полевым» ребенком;
– не могла нигде сходить в туалет, терпела до дома и писала в душ вечером;
– пыталась задушить логопеда.

Мама активно искала решение в своем городе, водила к разным специалистам, но все впустую.

После занятий по моей программе Мавиле сказала первое слово: «качай».

Сейчас у нее есть фраза из трех слов, но очень нужна мотивационная ситуация.

Как вы думаете, нужно ли ждать в таких вопросах?

Родители детей, имеющих проблемы с речью, сталкиваются со следующими неприятностями:

– проблемы с поведением, истерики и крики;
– сложности саморегуляции;
– умственная отсталость, проблемы с освоением когнитивных навыков;
– вероятность окончания школы со справкой;
– несамостоятельность и вероятность, что ребенок всю жизнь будет жить с родителями.

Я уже не говорю о том, что дети, испытывающие сложности в общении, подвергаются игнорированию сверстников в саду, на детских площадках, в школе.

Отсутствие общения может привести к психологическим проблемам, мутизму и депрессии.

Цена за ожидание и сомнения высока, согласны?
5 основных ошибок, которые совершают родители на пути развития речи ребенка, и трудности на этом пути
Не обладая достаточной информацией, родители часто совершают ошибки, цена которых – речь и нормальная жизнь:

1. Считают, что само все решится;
2. Откладывают на потом;
3. Ищут «волшебную таблетку»;
4. Действуют без комплексного подхода;
5. Думают, что одна стимуляция запускает речь без занятий.

Я понимаю, в семьях с детьми временные и финансовые вопросы стоят особенно остро. Не каждые мама и папа могут позволить себе 10+ консультаций у разных врачей, поездки по разным городам и все сопутствующие расходы. Любой ресурс – это ценность.

У всех семей похожие трудности:

– в городе нет нужных специалистов;
– у родителей нет 20-70 тысяч рублей на консультации и занятия;
– ребенок плохо переносит дорогу и испытывает стресс при работе с новыми людьми;
– специалисты разводят руками и «ставят крест» на ребенке, а это совсем не обнадеживает.

Так хочется, чтобы ребенок заговорил, но эти вечные «НО»…

С заботой о вас я нашла решение, с которым с минимальными затратами, без нервов и истерик вы сможете сделать так, чтобы ребёнок начал говорить и общаться.

Вместе со специалистами моего логопедического центра «Территория речи» мы создали экспресс-диагностику «Пора говорить». Это комбинация нескольких направлений, которая позволяет оценить навыки детей не только речевые, но и доречевые.

Экспресс-диагностика дает шанс родителям из любого уголка Земли с разными финансовыми возможностями получить рекомендации от специалистов разных направлений.
Для кого эффективна экспресс-диагностика
Экспресс-диагностика предназначена для детей от 2 до 7 лет.

Эффективна для детей с особенностями развития, в том числе с такими диагнозами, как:

– ЗРР,
– РАС,
– ЗПРР,
– СДВГ,
– дизартрия,
– задержка речи,
– аутизм,
– алалия (моторная, сенсорная),
– ДЦП,
– синдром Дауна,
– синдром Аспергера
и не только.
Формат и бонусы:
ЧТО ВАС ЖДЕТ НА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКЕ

– 5 дней, в течение которых вы будете отвечать на видеовопросы и тесты от специалистов.

– Помощь специалистов по 7 направлениям. Для экспресс-диагностики материалы создавали лучшие специалисты моего центра по АВА-терапии, сенсорной интеграции, нейропсихологии, игровой/классической логопедии, игровой психологии и творчеству.

– Поддержка. Специалисты постоянно с вами в чате. Если что-то непонятно – всегда можно спросить.

Экспресс-диагностика направлена на то, чтобы понять, почему ребенок не говорит и с чего нужно начать, чтобы запустить речь у ребенка.

КАК ПРОХОДИТ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Экспресс-диагностика проходит в онлайн-формате. Не нужно покидать квартиру и самостоятельно искать хороших специалистов. Наши специалисты по 7 направлениям (АВА-терапии, сенсорной интеграции, нейропсихологии, игровой/классической логопедии, игровой психологии, творчеству) записали подробные видео для вас.

Все задания и рекомендации системно изложены простым и доступным языком и не требуют много времени – всего 15 минут в день.

Что делаете вы:

– смотрите короткие видео;
– наблюдаете за своим ребенком и его поведением;
– отвечаете на наши вопросы и тесты.

Все материалы размещены на специальной обучающей платформе.

Есть чат со специалистами. Если что-то непонятно, всегда можно задать вопрос мне или любому из специалистов. Мы всегда готовы прояснить любые интересующие вас нюансы.

Пройти экспресс-диагностику можно из любой точки мира, главное – доступ к интернету.

ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

День 1

Собираем вводные данные о ребенке, проводим тестирование по АВА.

Именно АВА помогает оценить и сформировать доречевые навыки, отсутствие которых зачастую является одной из причин нарушений речевого развития.

День 2

Тестируем сенсорную систему.

Нарушения сенсорной интеграции представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.

Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формировании самоконтроля.

День 3

Опираясь на ваши ответы первого и второго дня экспресс-диагностики, каждому участнику мы предложим пройти одно из направлений: игровую или классическую логопедию.

День 4

Часть родителей проходят углубленное тестирование навыков ребенка по АВА- и сенсорной интеграции, другая часть – по нейропсихологии.

День 5

Тестируем умение ребенка выражать и распознавать эмоции, а также умение работать с канцелярскими принадлежностями для творчества.

Наши специалисты изучают ваши ответы, подводим итоги.

ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

Под руководством специалистов вы комплексно оцените состояние речевых, коммуникативных, моторных и игровых навыков ребенка. Вы поймете, на каком этапе находится ребенок, и что делать сейчас, чтобы начать помогать своему малышу.

Вы получите:

– итоговые рекомендации (руководство к действию), понятные как другим специалистам, так и родителям;
– практические индивидуальные рекомендации (наборы игр, ситуаций) для развития нужных навыков и умений ребенка;
– возможность дальнейшей работы с нашими специалистами на пути к развитию речи по минимальной стоимости, доступной только участникам экспресс-диагностики.

Экспресс-диагностика дает:

– комплексный подход лучших специалистов в своем деле;
– четкую картину развития ребёнка;
– полное понимание, куда двигаться, чтобы запустить речь.

После экспресс-диагностики вы поймете, над чем нужно работать в ближайшее время, чтобы прийти к результату.

Вы найдёте ответы на вопросы о том, ЧТО делать и КАК помочь вашему ребенку именно сейчас.

При этом вы потратите примерно в 10 раз меньше денег, чем если бы вы посещали специалистов по отдельности. На консультации у нескольких специалистов вы потратите порядка 15000 рублей. Сопоставимая сумма уйдет на дорогу. Плюс ваше время и силы. Мы же предлагаем пройти эффективную диагностику прямо дома. Причем ее стоимость будет меньше, чем цена консультации у одного специалиста.
Сомневаетесь, подойдет вам онлайн-диагностика или нет?
Я даю гарантию на возврат средств в полном объеме, если в течение 2 дней после старта диагностики вы поймете, что она вам не подходит.
Чтобы ознакомиться с полной программой диагностики, узнать все детали и подробности жмите на кнопку ниже