Первый и самый важный этап на пути к запуску речи у неговорящего ребенка - комплексная речевая диагностика.
В результате такого подхода специалистов родители видят общую картину и то, над чем можно и нужно работать в ближайшее время, чтобы прийти к результату. Чтобы понимать, где навыки ребёнка приседают, необходимо получить пройти следующих специалистов:
Игровой логопед
Поможет запустить и развивать речь. Цели игровой логопедии - вызвать у ребенка речь, даже у абсолютно не говорящего, но имеющего доречевые навыки. Сделать так, чтобы ребенок говорил по 1 слову, но так, что его понимал каждый взрослый, который впервые встречается с вашим ребенком.
А потом научить ребенок фразами, диалогу, задавать вопросы и отвечать на разные открытые вопросы.
Классический логопед
Добавит речи четкости. Дети начинают говорить четко и красиво. Пересказывать сказки, фильмы и свои действия в течении дня. Ребёнок может рассказать, где был и что делал он с мамой или папой или с кем-то из других взрослых.
Специалист по сенсорной интеграции
Разовьет то, с чем мы рождаемся, что является базой для всех навыков работы с телом. Поможет оценить состояние сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной, обонятельной и вкусовой. Эти системы базовые, потому что вся информация от них складывается в ощущения, на которых выстраиваются представления, ориентация в пространстве и умение совершать сложные действия (в том числе речь). Один из основных процессов, с которым работают специалисты по сенсорной интеграции - это умение оценивать свое состояние и рассчитывать силы на выполнение действия.
Нейропсихолог
Наладит связь движений и мозга, разовьет мозг и высшие психические функции. Основная задача специалиста определить, какие зоны мозга недостаточно созрели, а какие уже работают в полную силу. Комплекс упражнений помогает целенаправленно стимулировать определенные зоны мозга, а значит включать в деятельность западающие психические функции - восприятие, внимание, память, речь.
Специалисты по творчеству
Помогут развить образное мышление и все навыки. которые потом будут нужны для математики и русского языка. Основная задача специалиста творчеству – научить ребенка видеть цельный образ, последовательно создавать его из деталей. При этом работа с различными материалами стимулирует не только сенсорные системы, но и развивает мыслительные процессы и зрительно- моторную координацию.
Специалист по эмоциям и игре
Даст навык, без которого ни один человек не сможет полноценно общаться, понимать свои и чужие эмоции. Основная задача специалиста по эмоциональному развитию научить ребенка выражать и распознавать эмоции. Через обучение происходит осознание эмоциональной наполненности взаимодействия. Что дает ребенку дополнительную мотивацию к общению.
АВА-терапист
Работает с доречевыми навыками и поведением, помогает составить единую логичную системную картину из выводов разных специалистов. Задача специалиста: для неговорящих детей - подготовить ребенка к самостоятельной вокальной речи.
Основные доречевые навыки:
• Навыки социальной коммуникации
• Понимание речи
• Имитация
• Визуальное сопоставление
• Совместные игры
• Сопровождение и социализация детей в школах и садах.
• Освоение социальных норм и правил. Обучение бытовым навыкам.
Для детей говорящих и подростков: выстраивание карты жизни, подготовка к взрослой максимально самостоятельной жизни. Сопровождаемое проживание и сопровождаемое трудоустройство.
Комплексная диагностика от перечисленных выше специалистов позволяет оценить ребенка с разных сторон: через мозг, тело, эмоции. Целостная картина получается только тогда, когда все эти специалисты работают вместе.
Родители, запомните! Комплексная диагностика - первый шаг на пути развития речи и общения вашего ребенка.
В моей практике ни раз встречались случаи, когда родители месяцами, а то и годами кормили детей таблетками и водили на дорогостоящие занятия, только вот результата не было.
Причина этому в том, что специалисты, назначившие коррекционный маршрут, не выявили истиной причины отсутствия речи у ребёнка. Потрачено много времени, сил и денег на посещение многочисленных специалистов в разных городах, а время уже упущено.
❗️ Даже если врачи хором говорят, что с ребёнком все хорошо, и вам нужно просто подождать, не теряйте время!
❗️ Важным фактором является и то, чтобы исследование навыков ребёнка у всех этих специалистов проходило в одно время или в короткий промежуток времени.
Только так данные обследования будут достоверными и смогут показать полную картину состояния развития ребёнка.
Этот подход может показаться кому-то слишком сложным или даже невыполнимым, но за 18 лет практики он подарил сотням моих подопечных шанс на речь. Именно благодаря комплексной диагностике «Пора говорить» родители услышали от своих детей первые слова и просьбы, а о результатах моих подопечных знают специалисты из разных стран мира.