Оксана Исакова

Запуск речи у неговорящих детей

5 важных шагов, после которых активируется речь и ее понимание, даже у тех детей, где врачи ставили крест.
Привет! Я Оксана Исакова - мама троих детей, двое из которых с особенностями развития. И я хочу рассказать вам историю моего сына Вовы, чтобы показать, что даже самые страшные слова – не повод опускать руки.


«Сын разговаривать не будет. Успокойтесь, мамочка, и примите этот факт. У него не работает большая часть коры головного мозга» – сказал мне невролог, когда Вова был маленьким, в 1,5 года.


В стрессе у человека есть 3 состояния: замри, бей, беги. В тот момент я окаменела, земля ушла из-под моих ног.


Тогда нам очень помогла моя мама-логопед. Она подключилась к нам и стала предлагать задания на активацию речи. В работе с ним я использовала поведенческие подходы, принцип «сначала-потом», жестовые подсказки, активацию коммуникации и решала другие доречевые и речевые задачи. Вскоре сын сказал свою первую фразу.

Были и перепады настроения у сына и жуткие истерики.

Было и медикаментозное сопровождение, которое помогало, пока пьешь таблетки.Были моменты, когда я падала в жуткое выгорание, и мне хотелось забиться под плинтус из-за осуждающих взглядов на детских площадках.


Когда я видела проблемы в работе с телом – я обращала внимание на эту сферу, в том числе телесно ориентированные (снимать напряжение через тело).


Когда слышала запинки в речи, активно подключала логопедические техники (метод Стрельниковой, дыхательные упражнения).


Я использовала все, что попадалось мне на глаза. Я брала Вову на все обучения, чтобы сразу отрабатывать знания на нем. Что-то уменьшало истерики, что-то на время уменьшало запинки, что-то увеличивало концентрацию внимания, что-то развивало его активный словарный запас и расширяло фразовую речь.


Параллельно я работала с другими детьми. Полученный опыт я обобщала и оставляла только то, что работает.


Переломный момент был тогда, когда мы шли с ним в Центр, и я заметила, что за 20 минут дороги он ни разу не запнулся, говорил спокойно и красиво.


Я проанализировала, чем к тому моменту мы занимались. Ведь каждому ребёнку подходит разный комплекс методик и занятий.И тогда я поняла - самым правильным решением в ситуации, если у ребенка проблемы с общением и коммуникацией, является тестирование его навыков, которые решает комплексная диагностика по нескольким направлениям.Именно она позволила мне в дальнейшем подобрать целевые занятия и избежать траты времени, сил, нервов и финансовых ресурсов. Понять, какие занятия и с какими специалистами нужны именно ему для запуска речи.

Благодаря такому подходу мой сын заговорил и сейчас в свои 14 аргументированно спорит, а в 2023 году его взяли в профильный IT-класс как одаренного ребенка.


Сейчас при работе в своем логопедическом центре Территория речи и в онлайн-школе я использую именно этот подход. Ко мне на программу по активации речи приходят дети со всего мира.


Более 2000 детей с особенностями развития после применения моего подхода начали полноценно общаться. Кто-то нашел меня сразу, а кто-то обратился за моей помощью после долгих лет работы с другими специалистами.


❌ Нарушения развития и проблемы с коммуникацией.

❌ Ставят диагноз: ЗПР, ЗРР, РАС, ЗПРР, СДВГ, дизартрия, аутизм, алалия, ДЦП, синдром Дауна, синдром Аспергера.

❌ Каждый новый врач ставит новый или противоречивый диагноз.

❌ Занятия и препараты подобраны, но результат от такой коррекции вас не устраивает.

❌ Понимание, что с ребенком что-то не так, но не знаете что делать и куда обращаться.

Это лишь часть запросов, с которыми обращаются к нам родители.

Вот реальные истории

1. У ребенка четырех лет аутизм, он не говорит, не понимает речь, живет на своей волне и делает только то, что хочет. Очень часто находится в аутостимуляциях.

Ребенка долгое время водили к логопеду, которая учила повторять слова за ней, опираясь на слух, лепить колобки и шнуровки, визуальному сопоставлению по цветам.


Денег и времени было потрачено немерено, но речи не было.

А загвоздка в том, что ребенку с аутизмом не нужен логопед, ему нужны другие специалисты:

– психолог;

– АВА терапист, который научит коммуникации с другими людьми;

– специалист по сенсорной интеграции;

– специалист по эмоциональному развитию, который научит видеть свои и чужие эмоции;

– специалист по творчеству, который научит самостоятельной деятельности.

2. Другой малыш в 3,5 года два года повторял за логопедом по одному слогу: «Ма-лыш-и-дет-по-до-ро-ге».


При этом на втором слоге ребёнку становилось скучно, он начинал крутиться и смотреть по всем сторонам, а логопеду приходилось постоянно возвращать его внимание огромным количеством слов.

Логопед старался, но результата больше одного слога не было.

Продиагностировав ребёнка, мы выявили, что ему нужна была игровая логопедия и специалист по сенсорной интеграции. Внедрили эти занятия и уже через 2 месяца появились первые результаты - ребёнок бы начал говорить.

3. Малыш, у которого есть 2-3 слова, сидит у логопеда и исправно повторяет за ним комментирование карточек: МАМА МЫЛА РАМУ.

И вот скоро третий год, как пятилетняя Маша комментирует, но когда она что-то хочет, истерит или убегает, речь не понимает.


Тут тоже классическая форма логопедии не работает. Тут нужна игровая логопедия, которая учит пониманию речи через ее активное использование. А нейрокоррекция с творчеством помогают справиться с эмоциями, концентрировать внимание и память.

В этих историях корень проблем один: отсутствие должной диагностики на начальном этапе. Именно комплексная диагностика навыков, позволяет оценить состояние речевых, коммуникативных, моторных и игровых навыков ребенка. В результате специалисты понимают, где «слабое звено» его умений, и определяют направление коррекционного маршрута. Дают рекомендации, какие специалисты и занятия нужны ребёнку для запуска речи. Только после диагностики можно подключать занятия, где все специалисты дополняют друг друга и идут по единой системе. Именно такой подход позволяет увидеть результат у ребенка уже через 2 месяца, а родители экономят время и деньги.


❗️ Запомните: комплексная диагностика неговорящего ребенка - это не только логопед!

Далее в статье: список специалистов, которых необходимо пройти для правильной диагностики, 5 важных шагов для запуска речи ребенка.